- -

Пресс-релиз «Улучшит ли проект Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) водоснабжение г.Бишкека?»

Пресс-релизы

г. Бишкек, отель «Достук»

18 февраля 2011г. в отеле «Достук» состоялся круглый стол на тему: «Улучшит ли проект Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) водоснабжение г.Бишкека?», организованный ОО «Таза Табигат».

Краткая информация:

ОО «Таза Табигат» проводит мониторинг результатов проектов по улучшению водоснабжения городов и сел Кыргызской Республики, в том числе в г. Бишкеке, инициированных международными банками развития.

В проектах водоснабжения нашей страны заняты такие международные доноры, как Всемирный банк (ВБ), Азиатский Банк Развития (АБР), Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и другие международные организации.

Во что обойдется взятый долг столичным жителям?

О некоторых результатах встречи жителей города Бишкека по обсуждению проблем проекта ЕБРР по улучшению водоснабжения.

Система централизованного водоснабжения столицы была запущена еще 30 лет тому назад. Поэтому неудивительно, что мэрия однажды решила, что денег, ежемесячно собираемых с жителей столицы за холодную воду недостаточно для ремонта и развития системы водоснабжения, поэтому в поисках средств обратилась в банк, да не в простой частный, а имеющий репутацию "двигателя" развития на территории СНГ – в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Так, кредитное соглашение по Проекту ЕБРР - улучшение водоснабжения столицы - было подписано еще летом 2009 года. Столичная мэрия обязалась вернуть через 15 лет 5,5 млн.евро с процентами. ЕБРР и Швейцария выделили дополнительные 6,3 млн.евро в качестве гранта на техническую помощь.

На первый взгляд, каждый бишкекчанин способен выплатить за это время около 6 евро, даже если набегут немалые проценты. Однако, вероятно будут правы те, кто считает, что "берешь в долг чужие деньги на час, а отдавать свои кровные придется уже навсегда ".

Что вызывает у жителей беспокойство?

Во-первых, тем, что, как всегда происходит в подобных случаях, у обычных рядовых жителей никто особо и не спрашивал разрешения и даже не посоветовались с ними в ходе каких-либо общественных собраний, слушаний – а стоит ли нам брать такой кредит и именно у этого банка. Понятно, что власть в то время была такова, что человек и его житейские заботы были у нее на последнем месте. Ей ни к чему было блюсти приличия.

Однако и банк, который кичится европейскими стандартами открытости и прозрачности, к сожалению, как всегда соглашательски пошел на поводу позиции тогдашней власти и вполне удовлетворился их словесными заверениями, что на неизвестных собраниях было получено чуть ли не согласие от никому доселе неизвестных нам жителей столицы. Но это не так. Горожан просто поставили перед фактом, что долг уже взят, а каковы последствия этого шага – об этом до сих пор им неизвестно.

Поэтому новому старому мэру давно пора провести общественные консультации по данному проекту. Лучше поздно, чем никогда.

Во-вторых. Скорее всего, этот долг обернется возросшими счетами за холодную воду, но никто из мэрии до сих пор не может внятно рассказать о том, насколько вырастет цена. При этом, надежных гарантий того, что качество воды ощутимо возрастет, нет, так как проект не предусматривает ввода новых мощностей современных технологий очистки питьевой воды (например, инфракрасное излучение), а только усовершенствует процесс хлорирования воды.

Когда столичные жители, наконец, смогут ознакомиться с генеральным планом развития системы водоснабжения со всеми финансовыми приложениями, в том числе, и с тарифной политикой?

Когда жители смогут получить на руки отчеты об оценке воздействия данного проекта, как на окружающую среду, так и его социальное воздействие?

В-третьих. Результаты прошлых проектов по реабилитации городских и сельских систем водоснабжения, проведенных за счет других международных кредиторов, не могут обнадежить бишкекских жителей. Генеральная прокуратура до сих пор ведет дела по возмещению многомиллионного ущерба, нанесенного в ходе проекта, коррупционерами.

В ходе этих проектов граждане столкнулись с тем, что система водоснабжения скорее была разрушена, чем реабилитирована. Жители стали получать меньшее количество воды с мало изменившимся качеством, были снижены стандарты качества и воды и технических работ. Взамен своих 5-15 процентов денежных и трудовых (читай – бесплатной работы на общественных началах) вкладов, они теперь получают малооправданные счета с неуклонно возрастающими расценками.

Какие антикоррупционные меры заложены этим проектом? В какой форме предусмотрен общественный контроль и смогут ли столичные жители проконтролировать тендерный процесс закупок оборудования?

В-четвертых. ЕБРР, выделяя деньги, выражал в свое время беспокойство отсутствием гарантий финансирования собственно на само техническое проектирование и строительный надзор (известная история: телега впереди лошади - когда уже предписано, сколько километров труб необходимо заменить, сколько закупить водомеров и насосов, но отсутствует план, как это сделать). Таким образом, в проект изначально был заложен конфликт между декларируемыми целями и реальностью. Мэрия пока не спешит рассказать столице о том, нашлись ли деньги на эти расходы, как и впрочем, и на другие расходы системы водоснабжения, которые не покрываются за счет проекта.

Мэрии пора снять завесу замалчивания с данного проекта.

Бишкекские жители также опасаются возможной приватизации в перспективе столичной системы водоснабжения, ведь именно так и произошло в Тбилиси, когда вслед за кредитом ЕБРР малоизвестная иностранная компания купила за бесценок систему водоснабжения.

Наша группа активистов призывает неравнодушных горожан присоединиться к нам и совместно добиться ответов на вышеперечисленные вопросы от мэрии, министерства по финансам, правительства, и затем далее принять участие в общественном контроле над проектом, который затронет каждого из миллиона жителей Бишкека.

Twitter facebook